Как выбрать слуховой аппарат?


Зачастую стыкаясь с необходимостью покупки чего-либо, я всегда стараюсь найти подобную статью. А сегодня, имея большой опыт в теме слухопротезирования, решил сделать руководство по выбору слухового аппарата, для впервые столкнувшегося с данной проблемой человека. Постараюсь объяснить как можно проще, если что-то останется непонятым – прошу в комментарии.

С проблемой потери слуха (дальше – тугоухость) стыкаются все возрастные категории. Дети с врожденной и рано приобретенной тугоухостью, взрослые с приобретенными проблемами, пожилые люди со старческой тугоухостью. Но хочется выделить три класса, которые пересекаются с возрастной характеристикой, но имеют свои, очень четкие потребности и особенности.

  1. Дети, которые имеют потерю слуха и еще не научились говорить (до речевая группа).
  2. Говорящие люди (как дети так и взрослые), активного трудового (учебного) возраста.
  3. Люди, уже в пожилом возрасте получившие снижение слуха.

И отталкиваясь от этой классификации, в дальнейшем будут даны рекомендации касательно каждой из групп. Но сначала про основные стороны слуховых аппаратов.

Слуховые аппараты бывают:

  1. Аналоговые. Самые простые и соответственно самые старые. Одинаково усиливают весь спектр звуков (и речь и шумы). Имеют регулятор громче/тише, который регулируется пациентом. Других средств настройки – нет. Громкие звуки на определенном уровне они просто обрезают, чтобы не переусилить звук, и не навредить пациент.
  2. Цифровые, триммерные. Имеют цифровую обработку звука, громкие звуки они «ужимают» за счет компрессии, делая их слышимыми. Компьютерной настройки так же не имеют. Обычно имеют доступный пациенту регулятор громкости, и от 1 до 3 регуляторов настраиваемых специалистом.
  3. Цифровые, настраиваемые через компьютер. В зависимости от модели имеют различный набор характеристик и функций, обрабатывающих и выделяющих речь на фоне шума. По сути – это маленькие компьютеры, постоянно изучающие окружающие звуки, что бы выделить из них речь, и сделать ее максимально разборчивой.

Разборчивость речи – это «Философский Камень» слухопротезирования. Большинство взрослых людей, со сниженным слухом, говорят, что слышат они хорошо, а вот разобрать речь не могут! А в шумной обстановке и того хуже. Если нормально слышащий человек разбирает речь в шуме, одинаковом по громкости с голосом говорящего, то для слабослышащего требуется,что б речь была громче!

Реализовать это способны только цифровые, настраиваемые (с компьютера) аппараты. Первых две группы, в какой-то мере, справляются только с ситуацией, когда собеседник говорит в тишине. А учитывая, что даже в тишине требуется минимальная цифровая обработка звука(хотя бы компрессия), и цена аппаратов двух этих групп примерно одинакова, то предпочтение отдается цифровым триммерным аппаратам в сравнении с аналоговыми. Так же цифровые триммерные аппараты имеют зачатки системы подавляющей неприятный писк, который появляется при работе слухового аппарата, если ушной вкладыш не плотно сидит в ухе. Это особенно критично при больших потерях слуха, когда свист может стать причиной отказа от использования слухового аппарата. В заключении этой части хочу сказать, что триммерный аппарат стоит покупать только когда нет средств для покупки полноценного цифрового аппарата и в случаях:Ограниченной подвижности пациента(если нельзя пациента привести к специалисту и нет возможности выезда специалиста на дом). Не приобретать до примерки и оценки разборчивости речи пациентом! (всегда можно договорится о пробном периоде ношения, хотя бы на день, если у пациента нет возможности примерять аппарат в присутствии специалиста).

Причем будьте готовы, что в шумной (даже от бытовых шумов) обстановке будет снижаться разборчивость.

В общем если вы решили купить цифровой триммерный слуховой аппарат, в силу финансовых обстоятельств, уделите время оценке разборчивости речи, если нет улучшения понимания(не стопроцентного понимания, а хотя бы улучшения)  разговорной(не шепотной) речи в тихой обстановке используя слуховой аппарат, то лучше подождать пока появится необходимая сумма на модель классом выше,  чем купить «что-нибудь», и держать аппарат в коробочке на полке.

В дальнейшем будут обсуждаться цифровые аппараты с компьютерной настройкой. Производителей есть много, у каждого есть еще больше моделей, как же разобраться в всей этой путанице?

Начнем с происхождения.

Торговых марок выпускающих слуховые аппараты десятки, но концернов которые ими владеют около десяти. Самыебольшиеизначимыеизних:

  1. William Demant (Oticon,Bernafon)
  2. Sonnova (Phonak, Unitron)
  3. Siemens(Siemens, Audioservice, Rexton)продал свой бизнес по производству слуховых аппаратов, торговая марка ближайший год сохраняется, но что с продукцией фирмы будет дальше, пока неизвестно.
  4. Widex(Widex)
  5. GN Resound(Resound, Intertone, Belton)
  6. Starkey

Еще есть маленькие самостоятельные производители, например Microson, но все маленькое имеет тенденцию скупаться большими корпорациями, потому что передовые технологии требуют огромных финансовых вливаний, а по другому на рынке не выжить.

Так вот о конценрнах. Лидера два — William Demant и Sonnova. Это как Mersrdesи BMWмира слуховых аппаратов. Ведущие производители Oticonи Phonak соответственно. Что это означает? Две эти тоговые марки делят большую долю рынка, Oticon лидирует в Европе, а Phonak в США. И соответственно у них есть больше всего средств на разработку новых технологий и их внедрение. Oticon выгодно отличается тем, что у него только Европейское производство(один завод в Дании, второй на Севере Польши).У Phonak есть завод в Швейцарии, но там производятся только некоторые составляющие аппаратов, основные мощности находятся в Азии. Еще Европейским производством может похвастаться только Widex, остальные пользуются услугами Азиатского региона (в том числе и Siemens, у которого в Европе заводов вообще нет).

Кстати, только Oticon и Phonak имеют отдельные детские серии, но об этом позже. Обе торговых марки представлены в Украине, но есть один нюанс. Продажа любой техники сопровождается наличием сервиса. У Oticon в Украине один официальный представитель, который обеспечивает полное обслуживание продукции. Я еще не разу не сталкивался с проблемами на их сервисе – запчасти всегда в наличии, ремонт производится быстро и качественно. С Phonak у меня были проблемы, с отсутствием деталей, и неизвестными сроками их поставки. Так же представительство Oticonочень заботится о квалифицированности партнеров работающих с их продукцией, постоянно проводят семинары тренинги. Семинар Phonak проводился в Украине лишь один раз за 5 лет (а обновление линейки аппаратов происходит каждый год). То есть в условиях именно нашего рынка, я бы советовал обратить внимание на Oticon, хотя у Phonak тоже есть очень хорошие аппараты.

Отдельно хочу сказать про «вторые» предприятия William Demant–Bernafon, а у Sonnova-  Unitron.

С Bernafon я раньше активно сотрудничал, у них были довольно демократичные цены при неплохом качестве. Но после всех валютных колебаний, даже в сравнении с Oticon-ом цены стали неадекватными.

А вот Unitron достоин внимания. Из плюсов – адекватный представитель в Украине(хороший сервис, уделяют внимание обучению партнеров), крутые аппараты, мало чем уступающие Phonak, приятные, в сравнении с Phonak цены. Из минусов: отсутствие специальных детских аппаратов. Производство хоть и Азиатское, но стандартизированное и с хорошим контролем качества.

Неплохим качеством отличается Widex, но компания небольшая(это семейный бизнес) и передовые решения к ним приходят с запозданием. И еще у официального представителя в Украине, до недавнего времени, была довольно странная политика: по одному представителю в регионе. После начала финансовых неурядиц в стране, точка зрения резко поменялась и уже не к ним шли с предложениями сотрудничества, а их представители начали искать, кого можно привлечь. Получилось как-то нахрапом, и оставило не очень приятные впечатления.

Касательно Siemens. Корпорация продала свое подразделение выпускающее слуховые аппараты, концерну который раньше дела с подобными продуктами не имел. По соглашению торговая марка не меняется еще около года. Как дальше будут дела с обслуживанием, развитием, поддержкой – неизвестно. Сам бренд у многих на слуху, и наверное эта торговая марка наиболее известна среди обычного обывателя. Причина для этого несколько. Во-первых – политика концерна. У них нет одного официального представителя, концерн разрешает работать любому желающему, чуть ли не напрямую, из-за этого, большое количество разрозненных представительств на территории Украины, каждое со своим сервисом и подходом к делу. Я в хороших отношениях с одним из Киевских, и могу сказать, что ребята неплохо выполняют свои функции. Но есть и представители с которыми возникают нюансы, в основном в виде оскорбления конкурентов, а иногда и откровенной лжи.Хотя у производителя неплохие аппараты, мне например очень нравится бюджетный сегмент их дочернего AudioService. Но об этом позже.

С GN-Resound какое-то время тоже работал,  не нашел для себя в них изюминки, из-за которой хотелось бы ими протезировать. Концерн большой, но для меня какой-то безликий. Хотя у них есть уникальная технология прямой связи по блютус(без устройств посредников, как у всех других), но жизнь батарейки 3 дня(вместо 10-14), слишком большая жертва. И, опять-таки, официальный представитель не уделяет внимания процессу обучения партнеров.

Надеюсь, у вас сложилась примерная картинка в голове. Едем дальше. Разберем основные функции, реализованные в слуховых аппаратах, и параметры.

  1. Каналы и полосы. Многие торговые марки делают акцент на количестве каналов у аппарата, формируя свою ценовую политику исходя из данного параметра. Ход маркетологов понятен – чем больше, тем лучше, и тем дороже. Как размер диагонали у телевизора. Но это просто маркетинг, хоть и очень сильна раздутый.

speech banana rus2

Что бы пояснить, что такое канал, нужно иметь понятие про частоту звука. Звуки имеют много характеристик один из них – частота. По-простому от частоты зависит насколько звук гулкий(низкий) или писклявый(высокий). Человеческое ухо слышит звуки от 16Гц до 20000Гц, но основная часть звуковой информации находится в пределах 125Гц-8000Гц. Ниже приведен рисунок зависимости громкости слышимых звуков от их частоты(Аудиограмма), с изображениями, что и как звучит. Нормальный слух на таком рисунке  изображается линией на уровне 5(+-5) дБ (единицы измерения громкости) – синяя линия.

Так вот, частотный диапазон (на рисунке от 125-8000Гц) для разного усиления слуховым аппаратом на разных частотах, разбивается на части, которые называются полосы. Например: 125-250 Гц – первая полоса, 250-500 Гц вторая и т.д. Подобное встречается в бытовых приборах – музыкальных центрах, телевизорах, в компьютерных плеерах.  Полосы группируются по несколько штук в каналы, и в каждом из каналов может происходить отдельная обработка звука (добавляться какие-то эффекты). Сколько нужно полос и каналов? Полос нужно ровно столько сколько отмечается точек при измерении слуха, в зависимости от специалиста и аудиометра (прибора которым измеряют слух) от 7 до 10. В современных аппаратах редко встречается менее 6 полос(зачастую 8 и больше), то есть этого вполне достаточно, что бы довольно точно настроить усиление слухового аппарата, соответственно аудиограмме. Сколько нужно каналов? Есть исследования, которые показывают, что увеличение количества каналов более 10 не приводит к улучшению разборчивости. То есть дальнейшее наращивание количества каналов это просто маркетинг. Конечно, не одними каналами богаты, и производители, показывая аппараты с большим количеством каналов, добавляют в них другие полезные функции, то есть чем больше каналов у аппарата, тем больше у него других полезных свойств и тем выше он в линейке продуктов(и соответственно тем дороже), но нельзя делать выводы по количеству каналов, сравнивая между собой аппараты, особенно разных производителей!

«Есть простая аналогия: машина с 4 колесами может ехать. Насколько лучше она будет ехать если колес будет 8,12 а то и 42?».

  1. Частотная характеристика. Про частоту звука я уже говорил. Так вот: каждый слуховой аппарат имеет свою частотную характеристику – те частоты, которые он усиливает. Например, большинство бюджетных аппаратов работает в диапазоне 250 – 6000Гц(а то и до 4000Гц). То есть все звуки выше и ниже этих значений просто теряются. Этот параметр критичен, особенно для детей. Взрослый человек с потерей слуха, который уже умеет говорить, будет разбирать речь, получая звук в таком диапазоне, но не будет слышать нюансы звука (не сможет полноценно различать между собой голоса), и не сможет полноценно слушать музыку. Но основная задача будет выполнятся — он будет понимать речь! А вот для детей нужна полоса шире (хотя бы до 8000-10000 Гц), потому что формирование речи у не говорящего ребенка в таком случае будет сильно затруднено.
  2. Усиление. Не является свойством формирующим цену аппарата, но делит аппараты на разный классы(со своими задачами) исходя из уровня потери слуха. У одних производителей могут быть модели с одинаковыми техническими характеристиками, но с разным усилением, у других выделяются отдельные линейки аппаратов глубоких потерь. Всегда желательно брать аппарат с небольшим запасом мощности (10-15 дБ).
  3. Вид корпуса аппарата(стиль).HA_stylesalta2styles800
  4. Аппараты могут быть заушными и внутриушными. Заушные в свою очередь делятся на аппараты у которых динамик (телефон) находится в корпусе аппарата, а в слуховой проход идет полая трубка около 2х мм в диаметре, может быть и более тонкий вариант трубки 0,9 или 1,3 мм, но такой вариант доступен не для всех аппаратов, и только для небольших потерь слуха(до 60-70 дБ), преимущественно в диапазоне 3000-8000 Гц. Обычно эти модели называются BTE – behind the ear, по международным рекомендациям это единственный вариант для детей. Вторая группа имеет вынесенный из корпуса телефон, соединяясь с ним тоненьким проводком, это решение более незаметно, но и более хрупко. Название их разное в зависимости от производителя(RIC,CRT, RITE) Внутриушные могут размещаться как глубоко в проходе(IIC), так и выступать в ушную раковину(CIC, ITC,ITE), это зависит от особенностей строения уха и вносимого усиления. И далеко не всегда такой аппарат будет незаметным! Для больших (от 80 до 110 дБ) потерь слуха намного более незаметно смотрится заушной аппарат с вынесенным телефоном, нежели внутриушной. Внутриушные модели крайне не рекомендованы для детей! Так как корпус ухо ребенка растет, корпус со временем будет неплотно сидеть, появится свист, и риск потери аппарата. Замена корпуса дорогостоящая и производители аппаратов не дают гарантии, что при замене аппарат не выйдет из строя.
  5. Система подавления обратной связи. Как я писал выше, при неплотном прилегании вкладыша аппарат начинает улавливать те звуки которые воспроизводит его динамик (телефон) и получается писк – это и есть эффект обратной связи, feedback.Аппараты с вынесенным телефоном пищат меньше, благодаря дальнему размещению друг от друга микрофона и динамика. Проблема обратной связи тем больше, чем больше в аппарате усиление, то есть наиболее критична для супер мощных аппаратов. Чем современней аппарат тем ее подавление лучше. Заметно свистят почти все аппараты до 2011 года разработки. Из лучших по этому параметру могу выделить Oticon Sensei и Phonak Naida (Unitron Max). Для аппаратов с небольшим усилением проблема обратной связи не настолько актуальна.
  6. Направленные микрофоны. В хороших аппаратах присутствует 2 микрофона, которые улавливают звук из противоположных направлений. И в зависимости от источника звука аппарат может больше «слушать» именно тот сектор пространства, в котором есть речь. В зависимости от аппарата эта функция (если она есть) может переключаться или автоматически или нажатием кнопки на аппарате. На самом деле – это одно из самых важных приспособлений для улучшения разборчивости. И чем выше классом аппарат, тем более автоматизирована эта функция, и более точно её срабатывание. Есть один нюанс – автоматическое переключение в старых аппаратах может доставлять много хлопот, срабатывая в ненужные моменты, в ненужном направлении, и требует тонкой отстройки (если она возможна) или отключения.
  7. Бинауральная синхронизация – это связь между двумя аппаратами, которая позволяет аппаратам совместно, скоординировано, задействовать свои автоматические функции. Этим достигается максимально возможное выделение речи из шума. Обычно полноценная синхронизация доступна только в самых дорогих аппаратах. По-сути является их главным преимуществом в сравнении с остальными аппаратами в линейке. Работает она только при наличии двух одинаковых аппаратов! То есть, как правило, не стоит брать аппарат с синхронизацией, если второе ухо не протезируется таким же!

Есть более простой вариант синхронизации – координация. Вариант связи между аппаратами, когда оба аппарата реагируют на нажатие кнопки на одном из них, и так можно регулировать громкость или переключать программы на аппаратах, нажатием на кнопку только на одном из них. Это полезно, но не критично, потому что около 90% пользователей слуховых аппаратов предпочитают ничего не переключать самостоятельно, а для детей регуляторы по умолчанию программируются неактивными.

  1. Остальные средства, улучшающие разборчивость речи. У каждого производителя свой набор инструментов, которые призваны улучшить разборчивость речи. Это специфические варианты обработки звукового сигнала: защитники речи, частотная транспозиция и другие. Свойств этих много, и они отличаются у каждого производителя, не советую обострять внимание, так как очень легко запутаться, а сравнивать их между производителями – очень тяжело.

Вот вкратце и все касательно основных характеристик слуховых аппаратов. Дальше – выводы, сделанные на моем личном опыте. За 6 лет работы с аппаратами у меня была возможность поработать с практически всеми аппаратами, что есть у нас на рынке (разве что Starkey я не настраивал). И хочу заметить, что мои рекомендации никак не завязаны на финансовой стороне протезирования. Поясню этот момент. Розничная цена, обычно диктуется официальным представителем, он же определяет оптовую цену. Заработок на аппарате – фиксированный. И у более именитых производителей он, как правило, меньше, так что протезировать хорошими аппаратами часто менее выгодно, но намного приятней.

Теперь к рекомендациям согласно классификации в начале статьи.

Доречевая группа.

Ребенку нужен максимум, который можно получить на остатках слуха. Для этого очень важно иметь как можно более широкую частотную характеристику аппарата, что бы ребёнок слышал нюансы звука (окрас) и не речевые высокочастотные звуки. Так же должна быть максимально быстрой обработка звука процессором аппарата(мощный процессор), поэтому советую(за некоторыми исключениями) брать последние из выпущенных аппаратов. А вот косметике (незаметности и визуальной красоте) не советую уделять внимание! Аппарат для ребенка должен быть  заушной, с толстым звуководом — это максимально практичная и функциональная конструкция. В погоне за незаметностью можно сильно потерять в функциональности и надежности.  Помните, что часто комплексы по поводу внешности у детей формируют родители, и если ребенку дать понять, что его аппарат – способ отличаться, фишка, которая делает его особенным (хорошем смысле), то ребенок будет пользоваться им без тени смущения.  А если постоянно повторять, что аппарат слишком заметен и пытаться его спрятать – под шапкой, закрыть волосами и т.д., —  то вы сильно рискуете сформировать комплекс неполноценности, а иногда и спровоцировать отказ от ношения слухового аппарата.

Протезироваться ребёнок должен как можно раньше, после диагностирования потери слуха, и наиболее качественными слуховыми аппаратами, в идеале – специально разработанными для детей. Как я уже говорил, такие аппараты есть только у Oticon и Phonak.

Причем у Oticon детские аппараты дешевле аналогичных взрослых моделей! Для потерь слуха до 110 дБ это Sensei и Sensei Pro. Причем Sensei Pro самый дешевый аппарат с бинауральной синхронизацией, среди всех производителей! В Sensei собраны все характеристики и функции для успешного развития речи у ребенка, и максимально приспособленный корпус – лампочка индикатор включения, адаптер для детского ушка. Для потерь больше 110 дБ у Oticon есть линейка Safari SP, Sensei SP и Sumo DM. Safari SP три модели 300, 600, 900.  Safari SP 300 в том же ценовом диапазоне что и Sumo DM, и выбирая между ними я чаще отдаю предпочтение Sumo DM, этот аппарат хоть и относительно старый, но он дает шикарные результаты развития речи у ребенка(а это ведь первейшее задание в данной группе пациентов!), хотя в с шумным окружением справляется хуже Safari SP 300. И, что немало важно, Sumo DM  один из самых недорогих СА (среди всех производителей) для людей с глубокой потерей (лучшее соотношение цена/качество). На замену Safari SP 600 пришел Sensei SP – отлично сбалансированный аппарат, единственное чего у него нет (из желаемого) – бинауральной синхронизации. Но если для ребенка рассматривается вариант использования аппарата совместно с кохлеарным имплантом на противоположное ухо, то он – идеальный вариант цена/качество, причем в этом аппарате впервые реализованы специальные настройки для совместного ношения с имплантом! Safari SP 900 заменили на Sensei SP pro – топовый в линейке, должен использоваться в паре или с аппаратом или с имплантом(он также под него имеет специальный протокол настройки), для реализации всех его преимуществ!

У Phonak есть линейка детских аппаратов Naida. Модели по увеличению класса(и цены) : I, III, V, VII, IX. В каждом классе есть модели с разным усилением, для разных потерь слуха.

В Украине топовый Naida IX стоит в 2 раза дороже топового Sensei SP pro, и опять же в Украине мне не совсем нравится ситуация с представителями данной торговой марки. В Москве находится официальное представительство в СНГ, и возможно дела там обстоят лучше, так что россияне могут рассматривать и этот вариант для протезирования детей. А в наших широтах я рекомендовал бы обратить внимание вторую компанию из концерна Sonova – Unitron. У них намного приятней ценовая политика чем у Phonak, а аппараты во многом пересекаються. И если по каким либо причинам вы ищите альтернативу Oticon – для детей с глубокой потерей слуха(более 100 дБ) может стать отличным решением Unitron Max SPm, более 110 дБ Max SP. В линейке модели называются (в порядке удорожания): E, 6, 12, 20, Pro. Max Pro – аналог Phonak Naida IX, в Украине не зарегистрирован, так что лучшим доступным решением есть Max 20(аналог Phonak Naida VII), бюджетным, но вполне неплохим вариантом – Max 6 (аналог Phonak Naida III). Max 12 так же не зарегистрирован. Max E для детей не рекомендую – он функционально урезан.

Для меньших потерь слуха могут рассматриваться Unitron Quantum – 6,12,20,Pro.

Речевая, активная группа

В эту группу попадают дети до 18 лет и взрослые, которые умеют говорить. Для детей до 14 лет выбор может быть сделан так же как и для первой группы, поэтому не будем здесь повторятся. А вот после 14 лет ребенок становиться более-менее самостоятельным, и со своими запросами. В этой группе можно уделить внимание косметичности(незаметности/эстетике) аппарата. Я считаю наиболее привлекательными в этом плане аппараты с выносным телефоном и IIC(невидимые внутриканальные). IIC являются  самыми незаметными, но могут покрывать только легкие и средние потери слуха, а так же требуют достаточно широкого слухового прохода. Другие варианты внутриканальных аппаратов(CIC,ITE,ITC) – довольно заметны, поэтому, если не возможен вариант IIC, я рекомендую Заушной с Выносным Телефоном (дальше ЗВТ). Аппараты с ЗВТ обычно имеют маленький незаметный корпус и очень изящный телефон. Если человек заранее не осведомлен о наличии аппарата, он, как правило, ЗВТ аппарат не заметит. ЗВТ аппараты покрывают потери до 110 дБ. У Phonak и Widex есть даже модели для глубокой потери с ЗВТ, но я не вижу смысла в аппарате с большим корпусом и ЗВТ, тут уж все равно особо не спрячешь.

Функционально в аппаратах для «активной группы» желательно, что б была автоматически изменяемая направленность микрофонов, широкая частотная полоса и быстрый процессор. В идеале – бинауральная синхронизация, которая еще позволяет аппаратам связываться с внешними устройствами (мобильником, компьютером, телевизором и т.д.).

У Oticon стоит рассматривать старую линейку аппаратов (в порядке удорожания): Ino, Acto, Agile(старый топ). Эти аппараты были призентованы в 2011 году, и даже сейчас некоторые пациенты предпочитают их звучание новой продукции. Новая линейка(2014) Ria2, Nera2, Alta2(новый топ). У Unitron – стоит обрать внимание на заушные и внутриканальные аппараты Quantum(6,12,20,Pro), ЗВТ аппараты Moxi, дизайнерские(красивенькие) ЗВТ Moxi Kiss. Более старые линейки Unitron я бы не рекомендовал, были нюансы с обратной связью(аппараты довольно сильно заводились) и со срабатыванием автоматики.

Что б определится между аппаратами в линейке – нужно четко представлять насколько активный уровень жизни вы ведете, и в каких ситуациях вам приходится находится и слушать речь. Чем дороже аппарат – тем больше у него функций для выделения речи в более тяжелых звуковых ситуациях. Сложными являются например – дискотека, концерт, метро, стройка. Чуть более простыми(с меньшим количеством шума) – ресторан, коридор учебного заведения и т.д. То есть если вам главное слышать коллег на совещании, где довольно тихо, то вполне могут справится и более простые аппараты, а вот если вы жизни без танцклуба не видите, то лучше ориентироваться только на топовые аппараты.

При глубокой потере, я рекомендую активной группе смотреть в сторону Oticon Dynamo SP(SP4,SP6,SP8,SP10) и Unitron Max(6,20).

Выбор модели опять таки зависит от стиля жизни и бюджета покупки. Если человек активный, и деньги не проблема  — Dynamo SP10(топ, с бинауральной синхронизацией), или Unitron Max 20(к сожалению это не топ и бинауральная связь не полная). Если активность есть, но бюджет не позволяет Oticon Dynamo SP8 или SP6, или может рассматриваться Unitron Max 6. При размеряном стиле жизни и бюджете — Oticon Dynamo SP4.

Более дешёвые аппараты в этой группе не рекомендую рассматривать, так как они могут не справиться с поставленной задачей. Но все же среди минимальных по затратности решений, и более/менее удачной функциональности могут рассматриваться: Oticon Get, Unitron Shine Rev. И как самый дешевый, но все таки достойный аппарат – Audioservice Riva 2. Аппаратикам этой линейки около 8 лет, но они показали себя очень надежными, и хорошо зарекомендовали в простых слуховых ситуациях. Вообще считаю этот аппарат лучшим из дешевых (до 250уе).

 

Люди, со снижением слуха, в пожилом возрасте.

Группа очень специфическая и  достойная отдельного внимания. В условиях Украины – это в основном малоактивные люди, у которых основными задачами слухового аппарата является разбирать, в относительной тишине, речь говорящего и речь в телевизоре. Если пациент относится к этой группе, есть жесткие финансовые ограничения или аппарат приходиться покупать дистанционно(без визита к врачу), то могут рассматриваться триммерные слуховые аппараты. Я, в таком случае, рекомендую обратить внимание на линейку Astral фирмы Audioservice. Очень простые и достаточно надёжные аппараты, хотя порой встречается заводской брак(процентов 5 аппаратов перестают работать в первые 14 дней, и приходится их менять). Если же есть возможность обращения к врачу, то стоит подсобрать денег на Audioservise Riva 2 (около 200 уе), он вызовет намного больше позитивных эмоций и намного меньше возможных проблем.

Если же финансовый вопрос не стоит остро, то при умеренной и тяжелой потере стоит рассматривать Oticon (Get, Ino, Ria2); Unitron Quantum(E,6). Для глубоких потерь Oticon Dynamo SP4, Sumo DM, Unitron Max.

Тип аппарата рекомендуется Заушный, с толстым звуководом, так как косметика здесь, как правило, не особо важна, но очень важна простота в обращении (легкость установки в ухо, отсутствие миниатюрных регуляторов и т.д.).

Интересно, что в развитых странах подход к пенсионерам абсолютно другой. В Европе старость – время путешествий и активного время провождения, так что и протезирование рекомендовано по аналогии со второй группой.

И еще пару общих советов

  1. Детей лучше протезировать у слухопротезиста работающего вместе с сурдопедагогом.
  2. В нашей стране нет специальности Аудиология, и слухопротезированием может заниматься кто угодно. Рекомендую обращаться именно к врачам-сурдологам или отоларингологам, занимающимся слухопротезированием, во избежании неприятных ситуаций и проблем.
  3. Настройка аппарата (первичная и на гарантийный термин) внесена в стоимость аппарата. В случае приобретения аппаратов за границей вы можете быть неприятно удивлены стоимостью настройки аппаратов. Вообще чужие аппараты слухопротезисты настраивают неохотно и дорого, стоимость настройки «чужого» аппарата может достигать 100уе. То же касается и б/у аппаратов. Если покупаете аппарат с рук, узнайте возможность и стоимость настройки в вашем регионе.
  4. Помните, что данная статья – это изложение моего опыта работы, и выше написанное не является абсолютной истинной. У остальных производителей тоже есть по своему хорошие аппараты, но я постарался описать почему я рекомендую именно так. Описание характеристик/функций может применятся ко всем производителям слуховых аппаратов.
  5. Не слушайте специалистов, которые говорят, что все остальные, кроме них прохиндеи и дураки. Коллегиальность(уважение к коллегам и конкурентам в том числе) есть обязательным качеством хорошего специалиста в любой отрасли.

Вот и все. Верю, что материал будет полезен людям столкнувшимся с этой непростой проблемой. Вопросы – в комментарии, или на почту anatolii@email.ua.

Будьте здоровы!

с ув. Доктор Власенко

Для записи на консультацию обращайтесь:

+38(098) 521-41-11, Анатолий Власенко